Михаил Нестеров в Абастумани (Часть I)

Год назад я прочла мемуары художника Михаила Васильевича Нестерова «О пережитом». Слог художника легок, читать его увлекательно. Малоизвестным для меня сюжетом был рассказ о росписях храма св. Александра Невского в грузинском Абастумани. Мы с друзьями планировали поездку в Грузию, и я «потянула одеяло на себя», убедив включить в наш маршрут Абастумани. Два дня нашего путешествия мы посвятили Боржоми и его окрестностям. Вот из этой точки мы и добирались в Абастумани. Дорога из Боржоми в Абастумани идет мимо крепости Ахалцихе и Рабата, занимает около часа на машине.

Абастумани — это курорт, ставший популярным у туберкулезных и легочных больных после завоевания этих земель у Оттоманской Порты в первой трети 19 века. Он располагается в ущелье реки Абастуманки (ныне Оцхе), на высоте 1200 — 1450 м. Микроклимат курорта таков, что летом там не бывает очень жарко, а воздух особенно свеж и целителен. В Абастумани были открыты минеральные воды, устроен госпиталь, ванное здание для принятия минеральных ванн. Расцвет курорта начался в середине 19 века, при наместнике Кавказа великом князе Михаиле Николаевиче. В конце века в Абастумани жил наследник престола цесаревич Георгий Александрович (1871 — 1899), младший брат императора Николая II.

126851_original

Еще в ранней юности у него проявились первые признаки чахотки. К 22 годам состояние его здоровья было столь угрожающим, что ему не позволили в 1894 г. присутствовать в Петербурге на похоронах отца, императора Александра III. Местом его жизни после явного ухудшения в Ницце и Марокко и во время морского путешествия в Японию был избран курорт Аббас-Туман, нынешний Абастумани. Цесаревич прожил здесь с 1891 по 1899 гг. Здесь его навещала Мария Федоровна — Георгий был ее любимцем — и другие члены императорской семьи.

113932_640

Великий князь Георгий Александрович и императрица Мария Федоровна в Абастумани. 1892. (Выглядят ровесниками)

Были у другие гости: Василий Осипович Ключевский читал Цесаревичу лекции по истории, а профессор Санкт-Петербургского университета Сергей Павлович фон  Глазенап курировал строительство астрономической обсерватории на личные средства наследника. Особенно прозрачный воздух Абастумани давал возможность вести наблюдения за звездным небом, что увлекало Цесаревича. Жизнь наследника престола была уединенной и невеселой. Она оживлялась, когда приезжали августейшие родственники. В первый период жизни в Абастумани «малый двор» посещали грузинские и русские аристократы. Приемы, пикники, поездки в горы плохо подействовали на здоровье наследника.

По воспоминаниям Нестерова, «установлен был строгий лечебный режим. Великий князь проводил все время, лето и зиму, на воздухе, спал круглый год при открытых окнах. Круглый год обеды и завтраки происходили на воздухе на террасе… Такой режим не дал желанных результатов. Был смещен…доктор, был прислан из Петербурга другой — Айканов и «закопанский» горный режим был отменен вовсе». Артемий Михайлович Айканов уже сопровождал членов царской семьи в заграничных путешествиях, он был старшим врачом Мариинской больницы, в 1896 году он был командирован в Абастуман.

Однако болезнь развивалась неумолимо и в феврале 1899 года М.Н.Нестеров, приехавший по приглашению Наследника, увидел тяжело больного Георгия Александровича: «Он в бурке, в морской фуражке, надетой «по-нахимовски» — сильно на затылок. Чем ближе мы подходим, тем фигура Цесаревича делается яснее, из-под бурки заметны тонкие-тонкие, как спички, ноги в высоких сапогах…и лицо, такое красивое, породистое, желтое, худое-худое…Вся фигура согбенная, старческая, глубоко несчастная, какая-то обреченная, покинутая». 

Жил Цесаревич скромно, в купленной для него деревянной даче доктора Реммерта. Доктор Адольф Реммерт — военно-медицинский инспектор Кавказского военного округа — был основателем курорта. По другим сведениям, в верхней части Абастумани, на берегу реки, был куплен у Реммерта только земельный участок, а два деревянных и один каменный корпус построили для Цесаревича по проекту архитектора Отто Симансона. М.Н.Нестеров описывает впечатление от скромной резиденции цесаревича: «Перед моими глазами открывается нечто деревянное, похожее на деревянную дачу где-нибудь в Перловке. Однако это и есть «дворец», где сейчас обитает Цесаревич Георгий Александрович — Наследник Российского престола».

114732_640

В советское время дворец превратили в санаторий, а в 2009 году дом пережил пожар. За последние 5 лет дом неумолимо разрушается. Сравните фотографии  недельной давности (мои) и 2013 года (синие, не мои).IMG_8370

4464_original

IMG_83753445_original

IMG_8373

Дом окружает небольшой парк, вытянутый вдоль речки Абастуманки. Остатки былой ухоженности — старые породистые деревья и парковый фонтан.

Бывший дворец цесаревича сейчас в ведении женского монастыря. У границы усадьбы построена маленькая новая церковь святого Пантелеимона Целителя.

IMG_8387

Рядом с дворцом находился «свитский дом» , куда поселили художника Нестерова во время первых двух приездов в Абастумани в 1899 году. Поблизости располагались дворец великого князя Александра Михайловича, ванное здание, гостиницы, дачи аристократов.

So7138v1S_Up5tyA1qgpIu0TTQQiDuYGR_iAO9GoJs7T3QPaKgDcln8wa4FedDsn9NLuR5lSz6G-pnhf7IazI6T31iBuqPrn3YFEsVjLRY8

Сейчас в Абастумани признаки модного курорта угадываются, но состояние построек и общественных зон печально. Изящные дачи ветшают и рассыпаются.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Дачи выстроились вдоль дороги, которая тянется по берегу речки Абастуманки. Дорога обсажена старыми деревьями. Мы проехали по этой аллее выше, в сторону Зекарского перевала и Абастуманской обсерватории.

IMG_8353

По этой дороге мчался на трицикле — «велосипеде с бензиновым двигателем» — Цесаревич 28 июня 1899 года. Он уехал из дворца рано утром, тайно, об этом не знали адъютант Бойсман и врач Айканов. Нестеров пересказывает воспоминания современников: «Проехав версты две-три, повернул обратно, развив огромную скорость, ехал против ветра, и недалеко от дворца великого князя Александра Михайловича у него хлынула кровь горлом, и он, не владея собой, наскочил на едущую на своей хутор из Абастумана молочницу-молоканку Анну Дасоеву, — упал с машины. И Анна дасоева и была единственной свидетельницей кончины несчастного Наследника Российского престола. У нее на руках и скончался Цесаревич».

На месте гибели Цесаревича была построена мраморная часовня, которую уничтожили в советское время. Сейчас на этом месте установлен православный крест.

So7138v1S_Up5tyA1qgpIu0TTQQiDuYGR_iAO9GoJs7UKg7wGrODnXHUXAaIDEEMi-Xw75dEHc_yB-uUqIOhQrpKFpIFNOrqLxAHIYxCx5Y

22243796_1651382014913931_1604796625_o

Добрую память о себе оставил Цесаревич в Абастумани. Он любил Грузию и ценил грузинскую храмовую архитектуру. По его воле и на его средства в Абастумани был построен православный храм св. Александра Невского в 1898 — 1899 гг. Проект был в духе грузинского храмового зодчества. Автор проекта — архитектор Отто Симансон — активно строил в Тбилиси и в Грузии. Прообразом храма в Абастумани стал храм Успения Пресвятой Богородицы в Зарзме. Поэтому храм в Абастумани иногда называли Новой Зарзмой.

IMG_8396

Новая Зарзма — храм св. Александра Невского

22243509_1651380424914090_1843827275_o

Зарзма — храм Успения Пресвятой Богородицы XIV века

Между двумя храмами много общего: композиция, притворы, отдельно стоящие колокольни, строительный материал, из которого они построены. Но есть и различия, ведь храм св. Александра Невского не был дословной копией Зарзмы. Бросаются в глаза отличия в кладке камня: архитектор Симансон придал храму несвойственный Грузии балканский тип полосатой кладки. Нехарактерной была и форма окон.

Цесаревич настоял, чтобы художник Нестеров, призванный для росписей нового храма, осмотрел храм в Зарзме.  Это произошло во время первого приезда Нестерова в Абастумани в феврале 1899 года: «Через несколько минут мы уже катили по Абастуману в сопровождении некоего Х-ва, грузина, хорошо знавшего местные и турецкий языки. 30 верст было до Зарзмы. По дороге дивные виды сменяли друг друга. Великий князь (Георгий Михайлович), зная места, пояснял мне их историю, быт и прочее.  Часа через два вдали на высокой скале показался великолепный Зармский храм. Он стоял среди татарской деревни или аула. Он стоял среди татарской деревни или аула. Мы подъехали, и наш спутник отправился в аул, чтобы найти там человека, который бы мог открыть храм и проводить нас туда. Великий князь, захвативший аппарат, пожелал снять храм, а также и меня на фоне этого дивного памятника грузинской старины. Скоро явились в сопровождении нашего проводника жители аула. Они низкими поклонами и особыми мусульманскими знаками выразили высокому гостю свое уважение, отперли храм. Перед нами предстало чудо не только архитектурное, но и живописное чудо. Храм весь был покрыт фресками. Они сияли, переливались самоцветными камнями, то синими, то розовыми, то янтарными. Купол провалился, и середина храма была покрыта снегом. Всматриваясь внимательно, мы заметили, что и часть фресок уже погибла. Погибла дивная красота». 

Мы тоже перед Абастумани отправились в Зарзму. Долина, по которой мы ехали, очень живописна. IMG_8340

Древний монастырь быль основан в IX веке святым Серапионом. По преданию, которое пересказал нам местный священник, местный князь пообещал даровать монастырю столько земли, сколько обойдет за день инок Серапион. Своей молитвой св. Серапион на два часа остановил солнце, чтобы получить большую территорию. В конце XIII века первый каменный храм был разрушен землетрясением, и выстроен заново в XIV. В XVI эти земли завоевали турки-османы. Большая часть населения была обращена в ислам и до сих пор его исповедует. Храм стоял в запустении, с проваленной крышей, без богослужений. Его возрождение было связано с соседним курортом Абастумани и личностью Цесаревича.

IMG_8342

Храм монастыря в Зарзме

На средства Цесаревича уже после его гибели была проведена реставрация храма,  а в советское время были отреставрированы фрески. В память об этом по окончании работ в 1905 году на стене храма была оставлена надпись.

IMG_8338

 

IMG_8332IMG_8335IMG_8327

IMG_8328IMG_8323

22290662_1651379778247488_842142566_o

22279335_1651378788247587_1887690021_o

В нартексе-притворе храма

22292204_1651381781580621_1869011794_o

Отдельно стоящая колокольня рядом с храмом. XV век.

В советское время в Зарзме была турбаза. Две древние иконы из Зарзмы поступили в Национальную галерею Грузии. В 1989 году каталикос-патриарх Грузии Илия II освятил храм. Он стал монастырским храмом. Монастырь славится церковным пением.

Во время второго приезда в Грузию весной 1899 года Нестеров, по настоянию Цесаревича, осмотрел храмы Гелатского монастыря, Кутаиси, Мцхеты, Тифлиса, чтобы отразить дух грузинской храмовой живописи в росписях храма св. Александра Невского в Абастумани. С ним была «волшебная бумага» от адъютанта Бойсмана, открывавшая все двери. Возили художника по-генеральски, на четверке белых лошадей. Вот как он описывает свое первое прибытие на почтовую станцию Боржоми: «Самые лучшие яства и вина предлагались мне, пока спешно запрягали четверик великолепных, белой масти лошадей в отличную коляску, которая должна была доставить меня в Абастуман. Лошади были поданы, укрепили мой чемодан, лихой ямщик-туземец сел на козлы. Экипаж подкатил к крыльцу станционного домика, и я сел, подсаженный начальником станции. Кони с места пошли полной рысью… Вот Страшный Окоп. Сейчас ничего страшного — маленький белый домик и только.  Встреча, быстрая смена лошадей, опять белых. Новый ямщик, такой же лихой, отлично одетый. Кони взяли с места, и коляска с моей особой покатила дальше».

Дорога в Абастумани в последние годы XIX века была непростой: пароходом по Черному морю из Одессы в Батуми, оттуда по железной дороге до станции Михайловской в Боржоми. Далее 70 верст надо было проехать в коляске либо верхом.

Дорога между Батуми и Ахалцихе, ближайшей к Абастумани станции, только строилась в это время. Руководил работами по строительству железной дороги Александр Иванович Флоренский, выпускник института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, отец Павла Александровича Флоренского. После окончания института Александра Ивановича направляют на строительство железной дороги на Кавказ, в Евлах Елизаветпольской губернии (на территории современного Азербайджана).

florenskiy_pic1

Семья Флоренских. Тифлис. 1900 год.

22 января 1882 года у Флоренских родился первенец, которого назвали Павлом. Спустя несколько месяцев семья вернулась в Тифлис, где проживала на Давидовской улице, на склоне Святой горы (Мтацминда), на которой находилась православная Давидовская церковь. Здесь и был крещен и наречен в честь святого апостола Павла сын Флоренских. Отец продолжал работать губернским инженером Закавказской железной дороги.  Часто переезжал, наблюдая за строительными работами. В конце 1890-х гг. Александр Флоренский отправляется строить Батум-Ахалцихскую железную дорогу. В Батуми у отца гостит Павел . Флоренские были свидетелями строительства собора святого Александра Невского — но не в Абастумани, а в Батуми. Собор строится в русском стиле в 1890-е годы, одновременно с абастуманским. Батумский собор был взорван в 1936 г. и вид его сохранился только на фотографиях.

Абастуманскому собору с таким же посвящением повезло. К сожалению, С.М.Прокудин-Горский не доехал до Абастумани — ведь туда не ходили поезда. И не запечатлел храм св. Александра Невского. Но храм сохранился и восхищает своим внешним обликом, нестеровскими росписями, интригует легендами, сложившимися вокруг его создания. Об этом в следующей части рассказа.

 

 

Михаил Нестеров в Абастумани (Часть I): Один комментарий

  1. Уведомление: Алтарная роспись Михаила Нестерова в Абастумани | Культпоход с Ириной Чичкиной

Оставьте комментарий