Игорь Сикорский и его «Илья Муромец»

Сегодня 100 лет российской стратегической авиации. Известен дата подписания указа Николая II  о ее создании, известны имена ее создателей. Один из них — великий авиаконструктор Игорь Сикорский. Он  появился на свет 25 мая  1889 г. в Киеве в семье польского происхождения и стал пятым ребенком в семье доктора медицины, профессора Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского. Учился в Первой киевской гимназии, как и Михаил Афанасьевич Булгаков. Как многие мальчишки того времени, он увлекался чтением романов Жюль Верна и в 11 лет прочел описание летающего вертолета, вдохновившее его.

Братья и сестры Сикорские. Игорь - крайний справа

Братья и сестры Сикорские. Игорь — крайний справа

Старший Сикорский был известным человеком  благодаря многочисленным трудам по психиатрии. В своем доме в центре Киева он содержал пансионат для детей с задержками в развитии. Он воспитывал Игоря Сикорского, предоставляя свободу выбора, помог развить непоколебимую волю и уникальную целеустремленность. Дед Сикорского был православным священником в Белой Церкви под Киевом. Дом Сикорских сохранился в центре Киева, на Ярославовом валу, однако находится в прискорбном виде и состоянии. Вот как он выглядит сегодня:

Усадьба Сикорских в Киеве

Городская усадьба Сикорских в Киеве на Ярославовом валу. Фото Ани Узляковой. 2014г.

Дом Сикорских. Фото Ани Узляковой. 2014 г.

Дом Сикорских. Фото Ани Узляковой. 2014 г.

Охранная доска на доме Сикорских

Охранная доска на доме Сикорских

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После окончания гимназии Игорь учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, потом  в столице мирового воздухоплавания — Париже, слушал там лекции в технической школе де Лано, по возвращении домой в Киевском политехническом училище. Там Игорь вступает в организованный при механическом факультете воздухоплавательный кружок, в деятельности которого к тому времени принимало участие уже около двухсот человек. В этом кружке студент Сикорский получил удостоверение пилота за номером № 64 Императорского Всероссийского авиаклуба. Вскоре он сам поднимет свои первые самолеты в небо.

Июль 1909 года можно считать отправной точкой собственных авиаконструкторских работ Сикорского. Во дворе родительского дома в Киеве, в сарае, он построил свой первый, весьма примитивный вертолет, грузоподъёмность которого составила 140 кг. Однако подняться в воздух он не мог из-за того, что его собственный вес был выше.

И.Сикорский, первый вертолет, Киев

Создание первого летательного аппарата во дворе родительской усадьбы

Ранней весной следующего года молодой конструктор собирает свой второй вертолет, на этот раз способный подняться в воздух. Однако его мощности не хватило для того, чтобы поднять еще и пилота. Потерпев временную неудачу в экспериментах с аппаратами вертикального взлета, Сикорский переключился на создание аэропланов, более перспективных в то время. В апреле 1910 года он построил свой первый аэроплан С-1, хотя и не поднявшийся в воздух. Успехов ему удалось достигнуть со вторым аэропланом – С-2, пролетевшим 200 метров на совсем небольшой высоте  — 1-1.5 метра. Однако это был третий в Российской империи полет на аэроплане отечественной конструкции.Игорь Сикорский на биплане собственной конструкции  С-1. Киев, 1910 г.

Игорь Сикорский на биплане собственной конструкции С-1. Киев, 1910 г.

Весной 1911 для Сикорского начался новый этап. Командование Киевского военного округа, беспокоясь о развитии отечественной авиации, предоставило под аэродром Сырецкое стрельбище, расположенное на западной окраине города. Там быстро появились новые постройки, среди которых выделялся ангар с вывеской «Аэропланные мастерские Сикорского». Вскоре Сикорский получил почетное приглашение принять участие в осенних маневрах войск под Киевом. В ходе этих маневров на самолете его конструкции С-5 были установлены четыре всероссийских рекорда: по высоте (500м), дальности (85 км), продолжительности полета (52 минуты) и горизонтальной скорости (125 км/ч). Сам император Николай ll, «объезжая войска, изволил заметить Сикорского и всемилостивейше удостоил его разговоров, пожелав молодому конструктору успехов в его работах», как писали газеты.

Деятельность Сикорского начала получать общественное признание.  21 января 1912 года на собрании Императорского Российского технического общества ему были вручены диплом «За полезные труды по воздухоплаванию» и медаль. Вскоре недоучившийся студент Киевского политехнического училища Игорь Иванович Сикорский получил сразу два весьма лестных предложения из Петербурга: во-первых, его приглашали на должность главного инженера учреждаемой военно-морской авиации; во-вторых, — на должность конструктора только что образованного воздухоплавательного отделения акционерного общества «Русско-Балтийский Вагонный Завод» (РБВЗ). Он принял оба предложения и переехал с группой ближайших сотрудников из Киева в столицу империи.

Информационная листовка авиационного завода Руссобалта

Информационная листовка авиационного завода Руссобалта

В апреле 1912 контракт с РБВЗ на пять лет был подписан. С этого момента он превращался из авиатора-любителя в профессионального инженера-авиаконструктора, а с июня 1912 в управляющего авиационным отделением завода. На этот момент ему было лишь 23 года, а должность, которую он получил, можно сравнить с должностью генерального конструктора, что весьма внушительно для таких молодых лет. На РБВЗ один за другим появляются новые самолеты конструкции Сикорского — бипланы и монопланы, — которые вызывают неизменное восхищение  и приносят России славу одной из ведущих авиационных держав.

Вскоре Сикорский приступил к воплощению своих давних планов: постройке многомоторного аэроплана. В этом самолете должно было воплотиться несколько важнейших идей авиаконструктора: закрытость кабины, то есть защищенность пассажиров от погодных условий; многодвигательность, предполагавшая большую надежность; увеличенная дальность и высота полета.

Чертежи самолета "Гранд" конструкции Сикорского

Чертежи самолета «Гранд» конструкции Сикорского

К концу 1912 года воздушный корабль стал приобретать свои очертания.  Самолет получил название «Гранд». Слухи о громадной летающей машине, строящейся на заводе, уже ползли по столице. Сборка самолета началась в феврале 1913 года. «Гранд» представлял собой гигантский по тогдашним меркам самолет, его масштабы превосходили существовавшие в мире машины как минимум вдвое: размах верхнего крыла – 27,2 м, нижнего – 20, общая площадь крыльев – 125 кв.м., взлетный вес – 3,1 тонны.

Показательные полеты самолета "Русский витязь"

Показательные полеты самолета «Русский витязь»

Энтузиасты авиации трудились под началом Сикорского не покладая рук, и скоро их работа принесла плоды: 15 марта 1913 года состоялся первый в мире полет многомоторного самолета. На одном из показательных полетов побывал император Николай II. Вот он неуклюже слезает с фюзеляжа самолета.

Николай II

Николай II на показательных полетах самолета И.Сикорского

Позднее самолет был переименован в «Русского Витязя», под таким названием он и вошел в историю. В общей сложности «Русский Витязь» совершил 53 полета, среди которых были продолжительные полеты над Петербургом, полеты перед многочисленной публикой на Корпусном аэродроме Петербурга в мае и июне 1913 года.

Полеты "Русского витязя" на Корпусном аэродроме. 1913г.

Полеты «Русского витязя» на Корпусном аэродроме. 1913г.

«Русский Витязь» дал бесценный опыт разработки, постройки и эксплуатации тяжелой машины. Уже в августе 1913 года на РБВЗ началась работа по созданию нового четырехмоторного тяжелого самолета, который получил название «Илья Муромец», а в октябре она была завершена. «Илья Муромец» был усовершенствованным вариантом «Русского Витязя», и при той же суммарной мощности моторов он мог поднимать вдвое большую нагрузку.

Участники рекордного полета "Ильи Муромца". 1913 г.

Участники рекордного полета «Ильи Муромца». 1913 г.

12 декабря 1913 года состоялся первый полет новой машины, при котором сразу же был установлен мировой рекорд грузоподъемности – 1100 кг. 12 февраля 1914 года на «Муромце» поднялись в воздух 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал новый самолет сам И. Сикорский.

Авиаконструктор и пилот Игорь Сикорский

Авиаконструктор и пилот Игорь Сикорский

4 июня 1914 года на втором «Муромце», оснащенном более мощными моторами, был произведен демонстрационный полет с 10 пассажирами: на борту находилось пять членов Государственной Думы, самолет поднялся на высоту 2000 метров. На следующий же день был установлен рекорд продолжительности полета – 6 часов 33 минуты.

30 июня 1914 года «Илья Муромец», пилотируемый Сикорским, с тремя членами экипажа, совершил беспрецедентный по тому времени перелет Санкт-Петербург – Киев, с посадкой в Орше для дозаправки. Полет занял 13 часов, а дальность полета составила 1280 километров. Император Николай ll наградил И.Сикорского орденом св. Владимира 4 степени. «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолетом. Он имел комнаты отдыха, отопление, электрическое освещение. По бортам кабины располагались выходы на крылья, откуда пассажиры могли осматривать окрестности.

Однако начавшаяся в августе 1914 года война внесла коррективы в планы использования «Ильи Муромца» — он стал бомбардировщиком. В сентябре 1914 года было решено передать все самолеты такого типа, имевшиеся на тот момент, в военно-воздушный флот. Как военный самолет, «Муромец» мог нести до 400 кг бомб, на нем устанавливалось до 9 пулеметов, в том числе хвостовой.

10 декабря 1914 года Николай ll утвердил постановление Военного совета о создании эскадры тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец», под командованием М.В. Шидловского, а эскадра стала первым в мире соединением бомбардировочной авиации и началом российской стратегической авиации.  Этот день считается днем рождения российской стратегической авиации. Эскадра на своих грандиозных фюзеляжах несла знак отличия – трехцветный вымпел-триколор с цветами российского флага.

Первый свой боевой вылет эскадра совершила 14 февраля 1915 года. В годы войны «Муромцы появлялись над всем фронтом, от Риги до Галиции, сбрасывая бомбы или ведя разведку. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей.

Воздушный бой с участием эскадры "Муромцев"

Воздушный бой с участием эскадры «Муромцев»

В истории применения «Муромцев» было множество ярких эпизодов. В мае 1916г. началось брусиловское наступление, эскадра была усилена до 20 кораблей.   23 августа 1916г. командир отряда эскадры Лавров по приказу командования вывел из строя немецкую базу гидросамолетов, располагавшуюся в 70км от Риги на озере Ангерн. Четыре «Муромца» поднялись с аэродрома в районе Зегевольде (Сигулды), достигли цели и уничтожили 11 немецких гидросамолетов, ангары, наземные аэродромные сооружения. Это был первый в мире групповой вылет тяжелых бомбардировщиков.

Военно-стратегический самолет "Илья Муромец"

Военно-стратегический самолет «Илья Муромец»

В феврале 1918 года, И.И. Сикорский навсегда покинул Россию на английском пароходе «Опорто», отплывшим из Мурманска. Он был убежденным монархистом и не сомневался в преступности и нелегитимности новой власти. Он прибыл во Францию, вскоре перебрался в США – страну эмигрантов, где внес неоценимый вклад в развитие авиации этой страны. Сикорский объединил вокруг себя русских инженеров, техников, дал работу десяткам соотечественников-эмигрантов. Авиаконструктор считал себя русским православным  человеком, дружил с композитором С.Рахманиновым, построил православный храм св. Николая в Стратфорде, писал книги на русском языке. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, послужив своей Родине – России – созданием уникальных самолетов в период Первой Мировой войны и своей второй родине – США, где создал новую отрасль – вертолетостроение. Любопытно, что президенты США летают исключительно на вертолетах фирмы Сикорского.

СИ.И.сикорский

И.И.Сикорский — Бог вертолетов в своей счастливой шляпе

Игорь Иванович проводил испытания новых вертолетов сам, надевая при этом счастливую шляпу-талисман. Удивительный он был человек, твердых моральных правил, крепкой веры, настоящего патриотизма. Создатель российской стратегической авиации и американской отрасли вертолетостроения. Его шедевр — самолет «Илья Муромец» — можно увидеть в подмосковном музее авиации в Монино.

Самолет "Илья Муромец" в Монинском авиационном музее

Самолет «Илья Муромец» в Монинском авиационном музее

Эмиграция и успешная деятельность в качестве авиаконструктора и главы фирмы в США привели к отрицанию на родине вклада И.И.Сикорского в развитие русской авиации Первой мировой войны. Советская пресса, несмотря на все заслуги Сикорского перед страной, поливала  грязью  его  имя. Появился даже особый термин «авиационная белогвардейщина», «сикорщина». В советской историографии создателями самолетов Сикорского «Русский витязь» и «Илья Муромец» объявили группу неведомых молодых инженеров Русско-балтийского вагоностроительного завода. Усилия исследователей истории авиации Б.Б.Шаврова и П.Д.Дузя, наконец, привели к возвращению в 1960-е гг имени великого авиаконструктора в нашу историю. В 1989г., к столетнему юбилею конструктора, в издательстве «Наука» вышла небольшая книга В. Михеева «Авиаконструктор И.И.Сикорский». Сегодня о Сикорском снимают фильмы, публикуют статьи и книги. Игорь Сикорский возвращается. К 125-летию великого авиаконструктора Политехнический музей открыл выставку «Сикорский: крылья будущего», Она работает до 15 января на ВВЦ, Вы можете успеть посмотреть ее на новогодних каникулах.

В 2008 году мэр Киева открыл во дворе КПИ памятник И.Сикорскому.  Кличко и Джулиани  — мэр Нью-Йорка —  сокрушались о состоянии родового дома Сикорских и обещали заняться реставрацией. Прошло 6 лет. У мэра Киева более насущные задачи. Хотелось бы, чтобы и усадьба Сикорских превратилась в авиационный мемориал.

 

 

 

Оставьте комментарий