Сегодня 100 лет российской стратегической авиации. Известен дата подписания указа Николая II о ее создании, известны имена ее создателей. Один из них — великий авиаконструктор Игорь Сикорский. Он появился на свет 25 мая 1889 г. в Киеве в семье польского происхождения и стал пятым ребенком в семье доктора медицины, профессора Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского. Учился в Первой киевской гимназии, как и Михаил Афанасьевич Булгаков. Как многие мальчишки того времени, он увлекался чтением романов Жюль Верна и в 11 лет прочел описание летающего вертолета, вдохновившее его.
Старший Сикорский был известным человеком благодаря многочисленным трудам по психиатрии. В своем доме в центре Киева он содержал пансионат для детей с задержками в развитии. Он воспитывал Игоря Сикорского, предоставляя свободу выбора, помог развить непоколебимую волю и уникальную целеустремленность. Дед Сикорского был православным священником в Белой Церкви под Киевом. Дом Сикорских сохранился в центре Киева, на Ярославовом валу, однако находится в прискорбном виде и состоянии. Вот как он выглядит сегодня:
После окончания гимназии Игорь учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, потом в столице мирового воздухоплавания — Париже, слушал там лекции в технической школе де Лано, по возвращении домой в Киевском политехническом училище. Там Игорь вступает в организованный при механическом факультете воздухоплавательный кружок, в деятельности которого к тому времени принимало участие уже около двухсот человек. В этом кружке студент Сикорский получил удостоверение пилота за номером № 64 Императорского Всероссийского авиаклуба. Вскоре он сам поднимет свои первые самолеты в небо.
Июль 1909 года можно считать отправной точкой собственных авиаконструкторских работ Сикорского. Во дворе родительского дома в Киеве, в сарае, он построил свой первый, весьма примитивный вертолет, грузоподъёмность которого составила 140 кг. Однако подняться в воздух он не мог из-за того, что его собственный вес был выше.
Ранней весной следующего года молодой конструктор собирает свой второй вертолет, на этот раз способный подняться в воздух. Однако его мощности не хватило для того, чтобы поднять еще и пилота. Потерпев временную неудачу в экспериментах с аппаратами вертикального взлета, Сикорский переключился на создание аэропланов, более перспективных в то время. В апреле 1910 года он построил свой первый аэроплан С-1, хотя и не поднявшийся в воздух. Успехов ему удалось достигнуть со вторым аэропланом – С-2, пролетевшим 200 метров на совсем небольшой высоте — 1-1.5 метра. Однако это был третий в Российской империи полет на аэроплане отечественной конструкции.
Игорь Сикорский на биплане собственной конструкции С-1. Киев, 1910 г.
Весной 1911 для Сикорского начался новый этап. Командование Киевского военного округа, беспокоясь о развитии отечественной авиации, предоставило под аэродром Сырецкое стрельбище, расположенное на западной окраине города. Там быстро появились новые постройки, среди которых выделялся ангар с вывеской «Аэропланные мастерские Сикорского». Вскоре Сикорский получил почетное приглашение принять участие в осенних маневрах войск под Киевом. В ходе этих маневров на самолете его конструкции С-5 были установлены четыре всероссийских рекорда: по высоте (500м), дальности (85 км), продолжительности полета (52 минуты) и горизонтальной скорости (125 км/ч). Сам император Николай ll, «объезжая войска, изволил заметить Сикорского и всемилостивейше удостоил его разговоров, пожелав молодому конструктору успехов в его работах», как писали газеты.
Деятельность Сикорского начала получать общественное признание. 21 января 1912 года на собрании Императорского Российского технического общества ему были вручены диплом «За полезные труды по воздухоплаванию» и медаль. Вскоре недоучившийся студент Киевского политехнического училища Игорь Иванович Сикорский получил сразу два весьма лестных предложения из Петербурга: во-первых, его приглашали на должность главного инженера учреждаемой военно-морской авиации; во-вторых, — на должность конструктора только что образованного воздухоплавательного отделения акционерного общества «Русско-Балтийский Вагонный Завод» (РБВЗ). Он принял оба предложения и переехал с группой ближайших сотрудников из Киева в столицу империи.
В апреле 1912 контракт с РБВЗ на пять лет был подписан. С этого момента он превращался из авиатора-любителя в профессионального инженера-авиаконструктора, а с июня 1912 в управляющего авиационным отделением завода. На этот момент ему было лишь 23 года, а должность, которую он получил, можно сравнить с должностью генерального конструктора, что весьма внушительно для таких молодых лет. На РБВЗ один за другим появляются новые самолеты конструкции Сикорского — бипланы и монопланы, — которые вызывают неизменное восхищение и приносят России славу одной из ведущих авиационных держав.
Вскоре Сикорский приступил к воплощению своих давних планов: постройке многомоторного аэроплана. В этом самолете должно было воплотиться несколько важнейших идей авиаконструктора: закрытость кабины, то есть защищенность пассажиров от погодных условий; многодвигательность, предполагавшая большую надежность; увеличенная дальность и высота полета.
К концу 1912 года воздушный корабль стал приобретать свои очертания. Самолет получил название «Гранд». Слухи о громадной летающей машине, строящейся на заводе, уже ползли по столице. Сборка самолета началась в феврале 1913 года. «Гранд» представлял собой гигантский по тогдашним меркам самолет, его масштабы превосходили существовавшие в мире машины как минимум вдвое: размах верхнего крыла – 27,2 м, нижнего – 20, общая площадь крыльев – 125 кв.м., взлетный вес – 3,1 тонны.
Энтузиасты авиации трудились под началом Сикорского не покладая рук, и скоро их работа принесла плоды: 15 марта 1913 года состоялся первый в мире полет многомоторного самолета. На одном из показательных полетов побывал император Николай II. Вот он неуклюже слезает с фюзеляжа самолета.
Позднее самолет был переименован в «Русского Витязя», под таким названием он и вошел в историю. В общей сложности «Русский Витязь» совершил 53 полета, среди которых были продолжительные полеты над Петербургом, полеты перед многочисленной публикой на Корпусном аэродроме Петербурга в мае и июне 1913 года.
«Русский Витязь» дал бесценный опыт разработки, постройки и эксплуатации тяжелой машины. Уже в августе 1913 года на РБВЗ началась работа по созданию нового четырехмоторного тяжелого самолета, который получил название «Илья Муромец», а в октябре она была завершена. «Илья Муромец» был усовершенствованным вариантом «Русского Витязя», и при той же суммарной мощности моторов он мог поднимать вдвое большую нагрузку.
12 декабря 1913 года состоялся первый полет новой машины, при котором сразу же был установлен мировой рекорд грузоподъемности – 1100 кг. 12 февраля 1914 года на «Муромце» поднялись в воздух 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал новый самолет сам И. Сикорский.
4 июня 1914 года на втором «Муромце», оснащенном более мощными моторами, был произведен демонстрационный полет с 10 пассажирами: на борту находилось пять членов Государственной Думы, самолет поднялся на высоту 2000 метров. На следующий же день был установлен рекорд продолжительности полета – 6 часов 33 минуты.
30 июня 1914 года «Илья Муромец», пилотируемый Сикорским, с тремя членами экипажа, совершил беспрецедентный по тому времени перелет Санкт-Петербург – Киев, с посадкой в Орше для дозаправки. Полет занял 13 часов, а дальность полета составила 1280 километров. Император Николай ll наградил И.Сикорского орденом св. Владимира 4 степени. «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолетом. Он имел комнаты отдыха, отопление, электрическое освещение. По бортам кабины располагались выходы на крылья, откуда пассажиры могли осматривать окрестности.
Однако начавшаяся в августе 1914 года война внесла коррективы в планы использования «Ильи Муромца» — он стал бомбардировщиком. В сентябре 1914 года было решено передать все самолеты такого типа, имевшиеся на тот момент, в военно-воздушный флот. Как военный самолет, «Муромец» мог нести до 400 кг бомб, на нем устанавливалось до 9 пулеметов, в том числе хвостовой.
10 декабря 1914 года Николай ll утвердил постановление Военного совета о создании эскадры тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец», под командованием М.В. Шидловского, а эскадра стала первым в мире соединением бомбардировочной авиации и началом российской стратегической авиации. Этот день считается днем рождения российской стратегической авиации. Эскадра на своих грандиозных фюзеляжах несла знак отличия – трехцветный вымпел-триколор с цветами российского флага.
Первый свой боевой вылет эскадра совершила 14 февраля 1915 года. В годы войны «Муромцы появлялись над всем фронтом, от Риги до Галиции, сбрасывая бомбы или ведя разведку. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей.
В истории применения «Муромцев» было множество ярких эпизодов. В мае 1916г. началось брусиловское наступление, эскадра была усилена до 20 кораблей. 23 августа 1916г. командир отряда эскадры Лавров по приказу командования вывел из строя немецкую базу гидросамолетов, располагавшуюся в 70км от Риги на озере Ангерн. Четыре «Муромца» поднялись с аэродрома в районе Зегевольде (Сигулды), достигли цели и уничтожили 11 немецких гидросамолетов, ангары, наземные аэродромные сооружения. Это был первый в мире групповой вылет тяжелых бомбардировщиков.
В феврале 1918 года, И.И. Сикорский навсегда покинул Россию на английском пароходе «Опорто», отплывшим из Мурманска. Он был убежденным монархистом и не сомневался в преступности и нелегитимности новой власти. Он прибыл во Францию, вскоре перебрался в США – страну эмигрантов, где внес неоценимый вклад в развитие авиации этой страны. Сикорский объединил вокруг себя русских инженеров, техников, дал работу десяткам соотечественников-эмигрантов. Авиаконструктор считал себя русским православным человеком, дружил с композитором С.Рахманиновым, построил православный храм св. Николая в Стратфорде, писал книги на русском языке. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, послужив своей Родине – России – созданием уникальных самолетов в период Первой Мировой войны и своей второй родине – США, где создал новую отрасль – вертолетостроение. Любопытно, что президенты США летают исключительно на вертолетах фирмы Сикорского.
Игорь Иванович проводил испытания новых вертолетов сам, надевая при этом счастливую шляпу-талисман. Удивительный он был человек, твердых моральных правил, крепкой веры, настоящего патриотизма. Создатель российской стратегической авиации и американской отрасли вертолетостроения. Его шедевр — самолет «Илья Муромец» — можно увидеть в подмосковном музее авиации в Монино.
Эмиграция и успешная деятельность в качестве авиаконструктора и главы фирмы в США привели к отрицанию на родине вклада И.И.Сикорского в развитие русской авиации Первой мировой войны. Советская пресса, несмотря на все заслуги Сикорского перед страной, поливала грязью его имя. Появился даже особый термин «авиационная белогвардейщина», «сикорщина». В советской историографии создателями самолетов Сикорского «Русский витязь» и «Илья Муромец» объявили группу неведомых молодых инженеров Русско-балтийского вагоностроительного завода. Усилия исследователей истории авиации Б.Б.Шаврова и П.Д.Дузя, наконец, привели к возвращению в 1960-е гг имени великого авиаконструктора в нашу историю. В 1989г., к столетнему юбилею конструктора, в издательстве «Наука» вышла небольшая книга В. Михеева «Авиаконструктор И.И.Сикорский». Сегодня о Сикорском снимают фильмы, публикуют статьи и книги. Игорь Сикорский возвращается. К 125-летию великого авиаконструктора Политехнический музей открыл выставку «Сикорский: крылья будущего», Она работает до 15 января на ВВЦ, Вы можете успеть посмотреть ее на новогодних каникулах.
В 2008 году мэр Киева открыл во дворе КПИ памятник И.Сикорскому. Кличко и Джулиани — мэр Нью-Йорка — сокрушались о состоянии родового дома Сикорских и обещали заняться реставрацией. Прошло 6 лет. У мэра Киева более насущные задачи. Хотелось бы, чтобы и усадьба Сикорских превратилась в авиационный мемориал.