«Черный крест на груди итальянца»

Спасо-Евфимиев монастырь знаком всем, хоть однажды побывавшим в Суздале. Основан в 1352 году, первым игуменом стал преподобный Евфимий. У стен монастыря был пленен татаро-многолами Василий II, внук Дмитрия Донского. В монастыре покоится князь Дмитрий Пожарский, спаситель Отечества. Прекрасен Спасо-Преображенский собор конца XVI века с фресками костромской артели Гурия Никитина и Силы Савина. В нем так проникновенно звучат песнопения суздальских певчих! А колокола на монастырской звоннице каждый час радуют посетителей своим звоном.

IMG_7390

Мощные стены и башни монастыря были возведены при Алексее Михайловиче, когда монастырю уже не угрожали враги. Их длина 1200 метров, всего вдвое меньше, чем стены Московского Кремля. Благодаря этим стенам монастырь служил тюрьмой, учрежденной по распоряжению Екатерины II. «Безумствующие колодники», декабрист Федор Шаховской, прыгуны и скопцы, старообрядческие епископы содержались в тюрьме. При Николае I здесь содержался монах Авель в течение 15 лет.

В советский период эта тюрьма превратился в политический изолятор, тюрьму особого назначения, фильтрационный лагерь, лагерь для иностранных военнопленных. С 1 января 1943 года в лагере содержались иностранные военнопленные: немцы, румыны, итальянцы, венгры, испанцы. Здесь был в заключении фельдмаршал Паулюс. В музее на территории монастыря открыта выставка «Сплетенье судеб», которая рассказывает о судьбах итальянских военнопленных.

IMG_7409

Италия — член тройственного пакта фашистских государств — объявила войну СССР 22 июня 1941 года. На советский фронт были отправлены три пехотные дивизии. К ноябрю 1942 года контингент итальянских военных на советско-фашистском фронте вырос до 10 дивизий и 4 бригад, объединенных в 8 армию. Даже в военных действиях итальянцы проявляли любовь к изящному: названия пехотных дивизий были «Виченца», «Равенна», «Триденте» и т.д. Итальянцев направили воевать против сил Южного фронта, они действовали от Воронежа до Сталинграда. Итальянский экспедиционный корпус потерял 85 тысяч военнопленных на полях сражений на территории СССР. 48 900 итальянцев были взяты в плен. На выставке представлены трагические и трогательные экспонаты: фотографии итальянских военнопленных, их воспоминания, рисунки. IMG_7410

«Когда в город ввели колонну итальянским военнопленных, смотреть на них сбежались все жители… Длинная, ползущая колонна изможденных, замотанных в какие-то тряпки оборванных людей растянулась почти на всю длину центральной улицы. Вид колонны был настолько жалок, что женщины старались сунуть им, что попадалось под руку: хлеб, молоко», — вспоминала жительница Суздаля.  А вот как итальянцы вспоминали этот страшный поход через заснеженные русские степи:

IMG_7412

В январе — марте 1943 года в лагере № 160 разразилась эпидемия сыпного типа. Сладбые, изможденные люди были не в силах бороться с болезнью, в лагере погибли 642 итальянца. Они были похоронены на городском кладбище Суздаля, где в 1992  поставили памятник. На его открытии присутствовал президент Италии Франческо Кассига. Скромный памятник на кладбище с простой надписью выглядит так.  В том же году был установлен памятник итальянским военным под Россошью, над братской могилой. Теплолюбивым итальянцам,  плохо экипированным, особенно тяжелы были русский морозы. Листовка, обращенная к итальянским военнослужащим, с призывом о сдаче в плен: на русском и итальянском языках.

Любовь к прекрасному проявлялась у итальянцев даже в плену. Они не могли не чувствовать красоты места, в котором содержались. Итальянцев разместили в Братском корпусе. Весной 1944 года они начали высаживать у корпусов цветы, расписали столовую диковинными цветами и птицами, ставили пьесы в лагерном театре, играли в футбол.

В июле 1946 года итальянские военнопленные вернулись на родину. В последние годы итальянские ветераны, их потомки приезжают в Суздаль, вспоминают это трагическое время своей молодости. Мне показалось очень трогательным, что Владимиро-Суздальский музей-заповедник решил посвятить одну из экспозиций Братского корпуса монастыря этой теме. В этом есть и примирение, и человечность, и мудрость.

IMG_7420

На этой же выставке представлены уникальные материалы о том, как Андрей Тарковский снимал новеллу «Колокол» у стен Спасо-Евфимиева монастыря. Это моя любимая новелла из его великого фильма «Андрей Рублев», с которой и началась работа над картиной.

Вдохновенным продолжением итальянской темы на выставке стал рассказ о дружбе Андрея Тарковского и Тонино Гуэрра, о съемках «Ностальгии» в Италии.

В детстве учила стихотворение Михаила Светлова «Итальянец». Даже читала его на каком-то школьном конкурсе чтецов. Вот теперь я знаю, что оно было написано в 1943 году, когда итальянских военнопленных перевели в Суздаль.

«Чёрный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца, —
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый…

Молодой уроже́нец Неаполя!
Что оставил в России ты на́ поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?

Я, убивший тебя под Моздо́ком,
Так мечтал о вулкане далёком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!

Но ведь я не пришёл с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землёй Рафаэля!

Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.

Разве среднего Дона излучина
Иностранным учёным изучена?
Нашу землю — Россию, Расею —
Разве ты распахал и засеял?

Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далёких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного…

Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей!

Никогда ты здесь не́ жил и не́ был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застеклённое в мёртвых глазах…

<1943>


Оставьте комментарий