Николаас Витсен: путевые заметки 1664 года

Интересный взгляд на Московское царство дают записки Николаса Витсена, который побывал здесь в 1660-х гг. 18 сентября 1664 г. голландское посольство под руководством голландского посла Якоба Бореля выехало из Голландии, 14 октября дипломаты и купцы морем достигли Риги. В это время Ливония входила в состав Шведского королевства. С территории Ливонии голландцы отправились в  Московию. 8 декабря посольство пересекло русскую границу в районе Печор. В Москву посольство прибыло 20 января 1665 г. и пробыло в Москве почти 4 месяца. Таким образом, дорога от Печор до Москвы заняла 44 дня. 

Посольство было организовано в то время, когда голландцы постепенно вытесняли с русского рынка своих давних конкурентов — англичан. Через Россию голландцы надеялись вести торговлю с Персией и Китаем. Русские нуждались в мастерах для строительства собственного флота и в опытных мореходах.

В составе посольства был 23-летний купец из Амстердама, получивший степень доктора правоведения в Лейденском университете Николаас Витсен. Учебу обычно завершали заграничным путешествием и Николаас был включен в свиту голландского посла, отправлявшегося  в Россию. Впоследствии Витсен стал бургомистром Амстердама, избирался на эту должность 13 раз, был дипломатом, инженером, одним из управляющих Ост-Индской торговой компании. По итогам своего путешествия в Московию он издал записки, а документы и сведения по российской истории продолжал собирать всю свою жизнь и собрал значительный архив. В Голландии Витсен познакомился с Петром I, обменивался с ним посылками и письмами.

b204b8663f83b7a05aa426eba7c9a0a4

Предлагаю Вашему вниманию отрывок из его «Путешествия в Московию». Научное издание этих записок было осуществлено в 1966-1967 гг. в Гааге, а в начале 1990-х А.Н.Кирпичников опубликовал дорожные зарисовки Витсена с комментариями.

Началось путешествие в декабре 1664 года, Витсен описал впечатления о Пскове и о праздновании дня св. Николая. Посольство встретил у Теплого камня (пограничного пункта рядом с Печорами) пристав Микита Степанович Паганевич, который сопровождал посольство до Москвы. Иностранцев сопровождала рота русских солдат человек в сто, вооруженных легкими  ружьями, секирами и алебардами. Они маршировали по трое в ряд. Иностранцев сопровождали также кавалерия — 20 — 30 всадников. Путешественников усадили в сани, число которых было не менее ста, и повезли санным путем в Печоры. После ночлега в Печорах, 9 декабря посольство добралось до Ваймиц, заночевали там. Посольство двигалось по зимнему санному пути вдоль южного берега Псковского озера к устью реки Великой, далее – по льду самой реки.

10 декабря посольство проехало вдоль реки Каменки к Пскову. «Проехав полторы мили вдоль реки…, мы ненадолго остановились у небольшого монастыря св. Николая и, встав по порядку, приготовились, чтобы въехать в город. Здесь попы просили милостыню, чтобы зажечь свечу святому Николаю…

Вероятно, речь идет о храме св. Николая Мирликийского в селе Устье на берегу озера. Монастырями реформат Витсен называет часто каменные церкви. Его удивляет благочестие русских и множество каменных храмов. Храм св. Николая 1472 года постройки сохранился, предлагаю полюбоваться фотографией с сайта sobory.ru  и другими его видами по ссылке.

Храм св. Николая в селе Устье

Храм св. Николая в селе Устье 1472 г. Его видели многие путешественники, прибывающие из Европы.

«Порядок при езде был следующий. Стрельцы ехали впереди, за ними кареты, при этом впереди был наш хирург, за ним позади камердинер. Вслед шли с литаврами и трубами, потом следовали офицеры и дворяне, за ними четыре разукрашенные лошади, на случай, если лошади его превосходительства устанут и их потребуется заменить. Перед ними верхом ехал конюх. Один русский всадник вел сани посла. Пристав ехал в своих санях впереди посла. Оба они ехали в роскошных санях, обвешанных тигровыми и другими великолепными шкурами, полость же была вышит золотом. Сани посла были окружены русскими дворянами, наши пажи и слуги следовали за его превосходительство пешком… За ними следовала наша свита на санях. Вслед ехала наша карета, далее — наш багаж. Великолепное зрелище представлял вытянутый на льду ряд лошадей и разодетых голландцев и русских».

Эх, нет подобающей картинки. Эта процессия наверняка была очень живописно. Ну вот хотя бы пару картин С.В.Иванова 1900-х гг. в качестве иллюстраций.

Nemets_by_S.Ivanov_(1910,_Odessa_museum)

S._V._Ivanov._Foreigners'_arrival_to_Moscow,_XVII_century._(1901)

Посольство проехало мимо Снетогорского монастыря, его впустили в город. Витсен заметил в окне жену воеводы, всю в драгоценностях, которая смотрела на иностранцев. Когда дипломаты попытались ее поприветствовать, она пригнулась и спряталась. Посольству выделили просторный дом в городе. На следующий день путешественникам предложили прогуляться по городу в сопровождении русских приставов. Иностранцев не допускали осматривать укрепления, ворота, стены и церкви. Вот результаты его наблюдений: «Монастырей здесь 72, все каменные, у каждого свое название по определенному святому. Кроме того, есть еще 23 небольших монастыря вне города… Кроме этих церковных построек, все деревянное, даже улицы вымощены бревнами. Лавки имеют выступающие навесы. Река Пскова течет через город. Здесь я видел, как много голых людей, выйдя из бани, бросались в воду, хотя мороз был сильный».

Снетогорский монастырь

Снетогорский монастырь под Псковом. Рисунок Витсена

«Город расположен полумесяцем на реке, состоит из 4 — 5 частей, у каждой из которых своя стена. Эти стены старинной постройки, высокие и прочные. Гарнизон насчитывает более 4000 человек, все офицеры — немцы, англичане,  шотландцы, поляки, шведы и русские. Над входами в церкви, как и над воротами всех домов, выставлены иконы разных святых, которым они постоянно крестятся, особенно при звуке колоколов. Духовные лица — священники или монахи. Первые могут жениться, ибо в писании сказано: «Да будет священник мужем жены». Святых изображают всегда плоско, ибо резных делать нельзя».

IMG_0616

После нескольких дней пребывания посольство застало в Пскове праздник св. Николая. По юлианскому летоисчислению этот день приходился на 6 декабря, что совпадало с 16 декабря по григорианскому календарю, которым пользовался Витсен.

«16 декабря был день Николая, его праздновали с большим благочестием. Люди ходили по улицам, все время крестясь и молясь, перед иконами зажигали свечи, иконы выставлены как в домах, так и снаружи. Остаток дня проводили в неумеренном пьянстве. Воевода передал нам, чтобы мы не выходили сегодня на улицу, ибо легко могли пострадать от пьяных Я же из любопытства вышел на улицу и увидел, что весь город пьян — и мужчины, и женщины. Несмотря на большой праздник, все лавки были открыты и торговля шла вовсю». 

Общехристианское празднование памяти св. Николая 6 декабря отмечало день его преставления в Мирах Ликийских около 345 года. Праздники в честь св. Николая назывались на Руси «Никольщиной». К таким праздникам готовились задолго, копили деньги, чтобы встретить праздник со щедрыми дарами и гостеприимством. После торжественного богослужения прихожане устраивали складчину, угощали припасами и жертвовали деньги причту, устраивали совместную трапезу. Бытовали поговорки: «В Николин день во всяком доме пиво», «Красна Никольщина пивом да пирогами» — несмотря на то, что этот день приходился на Рождественский пост.

В последний день пребывания Николаас Витсен услышал от псковитян рассказ о сгоревшем монастыре св. Николая в черте города. Когда строения монастыря загорелись и затушить их сразу не удалось, псковитяне сказали: «Как же так, если святой Николай себе не может помочь, как же мы поможем?» — и бросили бороться с огнем.

Посольство пробыло в Пскове до 19 декабря, и направилось в Великий Новгород. Было очень морозно, в дороге грелись напитками. Их снабдили изрядным количеством продуктов. Каждый день посольству выдавали:

«Для … посла — 2 бутылки французского вина, 1 — испанского вина, 2 — вареного меда, 1 бутылка двойной водки, 1/2 бутылки уксуса, 1 маленький бочонок меда и несколько больший с пивом. Для дворян и офицеров — всего 14 человек: 1 бочонок меда, для офицеров и слуг вместе 1 бочонок водки, и еще для них 1 бочка пива. Для посла 1 кусок говядины, 1/4 овцы. Для офицеров овца, для остальных 2 овцы и один кусок говядины. В общем каждый день: 7 кур, 2 утки, 2 гуся, 100 хлебов, 1 кусок свинины, 10 окуней, 4 щуки, 2 фунта слив, 1 перечница с горчичными семенами, 1 такая же с изюмом и 1 с лучшими сливами, 5 мускатных орехов, 1/2 лота гвоздики, 1/2 унции перца, 1 кусочек корицы, 1 голова сахара, 1 фунт риса, 1 фунт оливкового масла, 50 яиц, чашку сливок, ведро больших огурцов, 5 редек, соль и хрен понемножку, четверик муки, 3 фунта масла, чашка крупы, 8 небольших свечей».

Недешево обходились дипломатические приемы. Любопытный набор продуктов, в котором доминировало мясо и было много специй.

Путевые записки иностранцев — важнейший источник по истории России. Люди извне часто обращали внимание на вещи, привычные для русских, да и повседневность редко становилась предметом фиксации. Поэтому особенно интересно читать впечатления иностранцев о Московии. Иногда эти заметки были достаточно критичными, иногда — удивленными и восхищенными. Бывало, что даже перевод этих записок становился в глазах правительства почти диссидентством. Так произошло с записками английского дипломата Джайлса Флетчера, за публикацию которых в 1848 году О.И.Бодянского отставили от профессорской должности кафедры словесности Императорского Московского университета. Выдающийся ученый-славист, историк, филолог, профессор, опубликовал в «Чтениях общества истории и древностей российских» рассказ о царствовании Ивана IV и набеге Девлет-Гирея в 1571 году, за что был наказан.

Показательно, что Николаас, прибывший из протестанского Амстердама, уже в первые недели в Московии встретился с особым почитанием св. Николая Мирликийского. Он пишет о множестве святых икон и храмов, посвященных разным святым, но упоминает лишь о самом известном и любимом святом христианского мира — св. Николае  Мирликийском.

Николаас Витсен: путевые заметки 1664 года: Один комментарий

  1. Уведомление: Святочный обед по-новоторжски 1665 года | Культпоход с Ириной Чичкиной

Оставьте комментарий